Вино как объект инвестирования
На вопрос о том, куда стоит вложить деньги, по-разному отвечают жители разных стран. Россиянину в большинстве случаев при слове «инвестиции» рисуются покупки недвижимого имущества, открытие счета в банке или участие в паевых фондах. Но ведь есть и другие формы вложения капитала: например, покупка уникального вина. Хотя, стоит отметить, что в странах Европы и Америки этот вид инвестирования тоже не является излюбленным и распространенным – о нем в основном вспоминают в не самые простые времена. Но не стоит его недооценивать: вложение средств в бутылки редкого изысканного вина можно сравнить с покупкой драгоценных металлов и камней.
Вполне показательным может быть следующий пример: если 20 лет назад ящик вина Chateau Margaux урожая 1982 года можно было купить на британском рынке за 250 фунтов, то сегодня его цена значительно возросла – совсем недавно ящик этого вина «ушел с молотка» за 4730 фунтов! И это далеко не единственный пример. Так, американское Screaming Eagle первого релиза в 1996 году можно было купить за 900 долл. А несколько недель назад 12 бутылок этого напитка урожая 1999 года было продано на аукционе Acker Merrall & Condit в Нью-Йорке за 12 443 долл. Надо отдать должное такому виду инвестирования – редкий банк может обеспечить такой значительный возврат капитала.
Но, конечно, и этот способ таит в себе ряд подводных камней. Вложения в вино также подвержены рискам, которые могут постигнуть обычные вклады, но, среди них есть и такие, которые присущи только этому виду инвестирования.
Конечно, одно из первых условий – нужно уметь грамотно выбрать вино. Это далеко не самая простая задача: винная индустрия сама по себе крайне динамична – важно понимать, какие тренды могут прослеживаться в этой индустрии, какая винная продукция достойна инвестиций и т.д. Необходимо четко проследить все тонкости винного рынка, чтобы с уверенностью сделать выбор: например, если на рынок поступили 2 вида вина по одинаковой цене — Lynch Bages 2002 из Бордо (основные характеристики: произведено именитым хозяйством пятого класса, качества вина превосходит другие варианты этого класса, было произведено 420 000 бутылок, винтаж среднего уровня) и Two Hands Deer in Headlights 2002 из Австралии (основные характеристики: недавно ставшая популярной винодельня, выпуск ограничен 550 ящиками, винтаж на высшем уровне, по шкале Роберта Паркера – 95 баллов)?
Не менее важно понимать, что предсказать, когда и в каком объеме будут окуплены вложенные средства (и будут ли вообще) крайне непросто. Конечно, есть такие вина, репутация которых не вызывает сомнений – если выбрать их объектом вложения капитала, шансы на благоприятный исход дела (то есть на получение дохода) возрастут. Однако, в истории есть примеры, когда дела пошли по совсем другому сценарию. Так, некогда бордоские вина урожая 1997 года поступили на рынок по завышенным ценам. Рынок не мог не отреагировать на это – цены были скорректированы, однако не в лучшую для инвесторов сторону: они больше не повышались. В связи с этим многие не получили дохода – и это благоприятный исход при такой ситуации, так как от такой сделки инвесторы вполне могли понести убытки. Изменчивость моды сказывается не только на любителях одежды, но и на ценителях вина. Например, несколько лет назад были крайне популярны так называемые «гаражные» вина из Бордо – в связи с этим они продавались по достаточно высоким ценам (даже превышавшим цены продажи наиболее именитых вин Медока). Сегодня же мода на такие вина проходит – результатом этого становится снижение стоимости выпущенных бутылок. А это во многом негативно сказывается на тех инвесторов, которые недавно вложили в них деньги с целью извлечения прибыли.
Еще одна особенность «винного инвестирования» — практически полное отсутствие возможностей получения дохода в краткосрочный и среднесрочный периоды. Этот тип инвестирования нацелен на долгосрочную перспективу – это не вложения в акции с целью получения дивидендов и не открытие вклада под процент. Более того, покупка вина с целью его последующей перепродажи по более высокой цене, сопряжена с наличием ряда новых расходов: например, стоит подумать о правильных условиях хранения. Для создания комфортных для вина условий необходимо или строить погреб (соблюдая при этом необходимые требования) или же арендовать место на специальо предназначенных для хранения вина складах. Конечно, первый вариант нельзя назвать бюджетным. Второй же достаточно редок: такие арендуемые хранилища можно найти только за границей.
Однако это вполне объяснимо: в России только начинает складываться рынок винных инвестиций и вторичной торговли вином, да и о его темпах и перспективах никто пока не может говорить с уверенностью. Так, глава DP-Trade Дмитрий Пинский высказывает следующее мнение по этому вопросу: «Хороший уровень развитости рынка, достаточно низкая цена кредитов, устоявшиеся потребительские модели – вот лишь немногие факторы, которые необходимы для комфортного существования винных фьючерсов. Пока в России таких условий, увы, нет. У нас до сих «предпродажу» калифорнийских вин или же винтажных портвейнов считают экзотикой, а наиболее понятными и доступными для потребителя можно назвать, скорее всего, только бордоские фьючерсы. Все еще остаются главными мотивами россиян для покупки вин Бордо такие, как: хороший винтаж и же год рождения сына или дочери. Конечно, в такой ситуации нельзя говорить о широком рынке и значительных объемах продаж». Напрашивается вывод: заинтересованным в винном инвестировании и получении от него дохода следует получше приглядеться к более развитым в этом плане рынкам США и Великобритании.
Следует остановиться еще на одном моменте: не стоит отождествлять понятия «инвестирование» и «коллекционирование». Инвестирование – это в первую очередь приобретение вина с целью дальнейшей перепродажи и извлечения из этого прибыли. И при этом абсолютно не обязательно, чтобы покупка была по душе инвестору. Важен лишь момент удачной повторной продажи. Если же речь идет о коллекционировании, то основным критерием выбора вина выступает именно предпочтения покупателя и в гораздо меньшей степени – именитость марки.
Да, выбор правильного объекта для «винного инвестирования» — весьма непростая задача. Но если решение было принято в сторону этого варианта вложения капитала, без профессиональной помощи Сэма Глива, директора английской виноторговой компании Bordeaux Index, не обойтись:
«Для начала стоить усвоить, что приобретать вино можно только у проверенных и уважаемых специалистов. Однако это не отменяет того, что перед покупкой нужно самому изучить рынок, его тенденции и перспективы, — отмечает Сэм.
Не менее важен вопрос о том, сколь велика сумма, которая может быть инвестирована. Некоторые компании своим порогом ставят цифры в 10 000 фунтов стерлингов, однако на деле эта сумма должна быть больше – желательно не менее 100 000. Безусловно, вложения должны быть распределены равномерно в течение определенного периода, нескольких лет. После изучения рынка станет очевидно, что предложений по продаже вина много – не стоит увлекаться и покупать первое понравившееся, лучше взвесить все «за и против», оценить все параметры. Ведь есть вина, за 5 ящиков которого уже можно отдать 60 000 фунтов – например, Chateau Petrus 1990.
В последнее время отлично зарекомендовали себя на рынке вина Бордо. Например, вина премьер крю (Haut-Brion, Margaux, Mouton, Lafite, Latour) или же Le Pin и Petrus. Также некоторые вина Сент-Эмильона (такое как Cheval Blanc) и названные экспертами супер-вторыми – к ним можно отнести Leoville Las Cases, Pichon Lalande.
Покупать следует только вина лучших винтажей. Тот винтаж, на основе которого была произведена незначительная часть элитных, именитых вин, не должен отвлекать внимание.
Сегодня объясним и понятен выбор вин en primeur – в около 95% случаев это наиболее низкие цены, видные рынку. Но следует все же присмотреться к трем основным факторам: произведенная партия должна быть ограниченной, рейтинг — одним из самых высоких, а вино — именитым и заслужившим уважение. Крайне спорно вложение денег в такое вино, как молодое Chateau Lafite (оценка в 94 балла у Паркера). Такое вложение можно назвать рискованным, ведь цены на рынке на такое вино не будут подниматься до момента его созревания, т.е. до того момента, когда оно будет готово к употреблению. Гораздо более обдуманным будет выглядеть приобретение того вина, которые приближается к «пику своего развития». Именно такие вина наиболее востребованы сегодня: пример – вина Бордо урожая 1996 года.
Если же говорить о перспективах инвестирования в вина других стран и регионов, то в рамках этого вопроса идет множество дискуссий. Можно отметить, что оборот капитала вин Бордо имеет хорошие темпы, даже зачастую лучшие, чем с винами Испании и Италии. Хорошее бордоское вино способно вернуть капитал инвестору через 5-10 лет. Относительно же испанских, итальянских и некоторых других вин хорошо зарекомендовавших себя регионов, то здесь ситуация может иметь в общем 2 сценария развития: денежный оборот должен быть или быстрым (то есть, в 3 этапа: купил – цена повысилась – сразу продал), или же наоборот долгим и медленным (так, владельцам нескольких именитых итальянских бароло пришлось ждать отдачи капитала в течение 15-20 лет).
Главным регионом серьезных вложений в вино остается Европа – вина Старого Света более ценны, исключение составляет, возможно, небольшое число вин Калифорнии и Австралии. Вся беда в том, что калифорнийские и австралийские вина крайне нелегко достать. Именно поэтому намного выгоде инвестировать в вина Старого Света.
Безусловно, при таком способе вложения капитала всегда есть риск того, что вина окажутся невостребованными. Можно привести такой пример: 1998 год – год «гаражной» революции Правобережного Бордо. Вина производились ограниченными партиями – это позволяло ему стоить порядка 500 фунтов стерлингов при оценке в 94 балла. Прошло время. Сегодня «гаражные» вина вне моды – потребителям милее классическое бордо Медока. И сложно найти того инвестора, который бы без значительных убытков продал свои винные «гаражные» запасы.
Не следует также забывать, что покупатели с каждым годом желают приобретать все более совершенные вина. Если еще несколько лет назад за вино практически неизвестного винодельческого хозяйства из Cote-Rotie (с оценкой в 93 балла от Паркера) давали порядка 250 фунтов за ящик, то теперь потребитель по-другому стал относиться к балльной системе и ящик аналогичного вина сегодня уже стоит 150 фунтов. А сейчас на мировом рынке можно встретить так много вин Правобережного Бордо урожая 1998 года (таких как Pavie-Macquin или же Monbusquet), что их ценность для покупателя значительно упала. И дело тут не только в моде (хотя ее лепта тут несравненно присутствует). Потребитель ожидает чего-то нового, планка перемещается все выше и выше. 94 балла для вина – уже недостаточный уровень. Сегодня все хотят подавать 96-97-баллые вина. А ведь, по мнению Паркера, любое вино, получившее по шкале более 90 баллов, уже может считаться выдающимся и заслуживающим право быть попробованным и оцененным.
Конечно, не стоит говорить о том, что само имя широко известного Роберта Паркера во многом влияет на винный инвестиционный рынок. Как бы кто к этому не относился, именно его хорошая оценка способна молниеносно поднять цену вина на новый уровень. Эта оценка складывается из большого количества критериев, поэтому, выбирая вино, имеющее 95 баллов и более, можно быть уверенным в его качестве. Главное, чтобы и цена была соответствующей и адекватной.
Подытожив все, что было сказано, можно еще раз обратиться к основным моментам. Лучше сразу точно определить сумму инвестиций и не тратить больше, несмотря на соблазны рынка. В любом виде инвестирования не стоит торопиться – намного разумнее распределить капитал на 5 лет, нежели на 5 месяцев. Не стоит пренебрегать природными факторами и анализом рынком предлагаемых вин: например, вина Бургундии 2002 года были неплохи в плане вложения инвестиций, в то время как те же вина 2003 года «не стоили свеч». Шансов на хороший доход будет больше, если купить вина en primeur – но стоит помнить, что требуется время, чтобы они окупили вложенные средства».
Нет комментариев